Стали известны подробности масштабного эксперимента

Участники проекта “Беспилотные логистические коридоры” рассказали, когда и как беспилотные грузовики будут курсировать по трассе Москва-Санкт-Петербург. Петербург должен быть развернут.

Компания StarLine, участник проекта по запуску беспилотных грузовиков на трассе М-11 “Нева” (Москва – Санкт-Петербург), раскрыла подробности эксперимента. Как сообщили РБК-Санкт-Петербург в компании, в настоящее время специалисты разрабатывают цифровую модель дороги и приступят к испытаниям транспортных средств на этом участке в конце 2022 года. А уже в 2023 году другие участники проекта планируют использовать беспилотники для перевозки коммерческих грузов в Москве и Санкт-Петербурге.

“Беспилотные логистические коридоры”

17 октября правительство России одобрило введение экспериментального правового режима (ELR) на платной трассе М-11 “Нева” в рамках проекта “Логистические коридоры для беспилотных летательных аппаратов”. Это соглашение позволяет проводить испытания беспилотных грузовиков и их инфраструктуры на автомагистралях.

В соответствии с Постановлением Правительства России № 1849 в пилотном проекте участвуют шесть компаний: производители КАМАЗ и НПО “Старлайн”, экспедиторы ООО “Глобалтрек Логистикс”, “Магнит” и “Х5 Логистикс”, а также государственный Автодор в качестве оператора инфраструктуры.

Неправительственная организация StarLine, базирующаяся в Санкт-Петербурге, занимается разработкой беспилотных технологий с 2017 года. В первые годы своего существования компания сосредоточилась на пассажирских беспилотниках и провела несколько тест-драйвов на российских дорогах (в частности, в семи городах: Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге и Перми).

За это время специалисты компании разработали платформу StarLine, комплексное решение для интеграции технологии беспилотных летательных аппаратов в каждое транспортное средство и взаимодействия с интеллектуальной транспортной системой.

“Разработанные нами решения универсальны и могут быть интегрированы в любой автомобиль, независимо от его назначения, марки и производителя,

  • говорит Илья Никифоров, руководитель отдела разработок компании StarLine.

От автомобиля до грузовика

В конце 2021 года специалисты компании приступили к интеграции платформы StarLine в два дальнемагистральных полуприцепа Mercedes Actros. “В конце июля мы успешно протестировали беспилотный трактор на специальном участке дороги, чтобы продемонстрировать управляемость в реальных дорожных условиях. Технологический пакет, переданный с беспилотных транспортных средств StarLine на тягачи дальнего следования, был протестирован. Теперь наши беспилотники могут передвигаться по дорогам в беспилотном режиме в тех же условиях, что и автомобили StarLine: менять полосу движения, останавливаться перед объектами, следить за движением, переходить перекрестки, пропускать людей по пешеходным переходам и т.д.”, – рассказал Илья Никифоров РБК Санкт-Петербург.

Начало испытаний М-11 запланировано на конец 2022 года, после сертификации машины в Государственном научном центре Российской Федерации “НАМИ” (соответствующая заявка уже подана).

“Это очень важная веха, поскольку испытания на дорогах общего пользования позволяют протестировать и усовершенствовать алгоритмы в реальных дорожных условиях, что в будущем сделает беспилотник надежным, экономичным и безопасным транспортным средством”
, – подчеркивает Илья Никифоров.

По его словам, цель участия StarLine в федеральном проекте – усовершенствовать универсальную платформу StarLine, чтобы затем сделать ее доступной для коммерческих операторов. В рамках этого усовершенствования команда StarLine занимается решением задач, характерных для грузовых перевозок на высокоскоростных железнодорожных линиях, таких как: обнаружение препятствий на больших расстояниях, позиционирование в нестабильном потоке с помощью RTK-корректировок (специальная навигационная система для определения координат грузовика с точностью до 2 см), составление карты с указанием кривизны земной поверхности и т. д.

Цифровая модель

Для решения последних задач специалисты компании работают над созданием цифровой модели автодороги М-11 “Нева”. Как объясняет Илья Никифоров, это необходимо для тактического передвижения беспилотника по трассе, то есть для выбора полосы движения, скорости, а также для запроса информации о дорожных знаках и ограничениях. Используя такую цифровую модель, беспилотный летательный аппарат прокладывает маршрут между заданными точками и динамически изменяет его по мере появления препятствий на дороге.

Перед проведением реальных испытаний проводится виртуальный тест с использованием симулятора, в ходе которого создается цифровой двойник беспилотного транспортного средства и моделируется его поведение в различных дорожных сценариях.
Эти сценарии создаются в виртуальном пространстве – на виртуальных полигонах, где все объекты расположены в тех же положениях, что и в реальности: дорожная сеть, дорожные знаки, железнодорожные переезды, светофоры и основные участники дорожного движения – пешеходы и автомобили.

Пока проблем с импортом нет

Компания не ожидает проблем с импортом комплектующих. Беспилотные транспортные средства StarLine используют программное обеспечение собственной разработки. Несмотря на то, что грузовики, датчики и лидары иностранного производства, их будет достаточно для участия в программе М-11, объясняет Илья Никифоров. Позже, когда платформа станет коммерчески доступной, ее можно будет интегрировать с существующими грузовиками, а также использовать существующие датчики и лидары.

Проект EPR состоит из нескольких этапов. “Во-первых, это чтобы за рулем был человек, который всегда был начеку. Второй этап заключается в том, что испытуемый водитель садится в транспортное средство, но не садится за руль, пока он все еще может остановить транспортное средство. Третий этап – это тот, на котором условный оператор находится за пределами транспортного средства, но может управлять им удаленно”, – объясняет Илья Никифоров.

На третьем этапе испытаний проект EPR предусматривает создание к середине 2023 года необходимой инфраструктуры: специальных хабов, пункта управления движением беспилотных летательных аппаратов и многого другого. “Все, что нам нужно для тестирования, – это стабильный мобильный интернет по всему маршруту и исправления RTK для точного позиционирования”, – говорит Илья Никифоров. – Все остальное мы берем из нашей цифровой модели автомагистрали М-11″.

Станьте одним из мировых лидеров

На каждом из этих этапов режим EPR разрешает коммерческий трафик. По словам Ильи Никифорова, StarLine не будет использовать эту возможность, а будет перевозить только собственные грузы (оборудование) для нужд компании. Однако другие участники намерены это сделать. “Сейчас мы тестируем беспилотные КАМАЗЫ на нашей площадке, и после согласований с дилерами мы планируем начать коммерческие перевозки в рамках EPR уже весной”, – сказал Ирек Гумеров, директор по развитию ПАО “КАМАЗ”. Для перевозки коммерческих грузов на территории Москвы и Санкт-Петербурга Петербург (для въезда и выезда на М-11) Министерство транспорта определяет дороги, по которым разрешено движение беспилотников.

“Использование беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования не только повысит безопасность дорожного движения и будет способствовать новой экономической деятельности, но и сократит расходы на оплату труда водителей на 30% к 2025 году и расходы на топливо на 28%.

  • сообщило Министерство транспорта в пресс-релизе.

Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут разработаны в рамках EPR на трассе М-11, также станут основой для будущих транспортных и логистических коридоров в соответствии с планом правительства – к 2030 году 19 500 км российских дорог общего пользования будут без водителей.