10 октября Россия ввела ответные санкции против авиаперевозчиков из “недружественных” стран, которые ранее ввели против России транспортные ограничения. Правительственный документ вступит в силу до конца года. Как это повлияет на рынок грузовых перевозок?Эти меры стали запоздалой реакцией на пятый пакет санкций ЕС. Напомним, что 8 апреля всем автотранспортным компаниям, базирующимся в России и Беларуси, было запрещено перевозить грузы через территорию ЕС, в том числе транзитом. Норвегия и Великобритания также присоединились к этим мерам ЕС.ЗАМЕДЛЕННАЯ РЕАКЦИЯИнтересно, что Беларусь практически сразу же приняла зеркальный ответ. В России этот рынок (вернее, то, что от него осталось в связи с резким падением торговли с Европой) достался европейским компаниям в виде прямых перевозок. Однако были заключены активные соглашения о перевалке и перевалке.Официальной статистики по этому поводу нет, есть только оценки. По словам Игоря Ковалева, заместителя директора по региональному развитию STALOGISTIC, в период до введения ответных санкций доля европейских авиакомпаний в прямых перевозках между ЕС и Россией составляла почти 100%.Евгений Дятлов, начальник отдела закупок международных перевозок в FM Logistic, отметил, что доля составляет около 95-100%. “А по процедурам перевалки поставки осуществлялись как европейцами, так и экспедиторами из России и Беларуси, примерно в соотношении 50:50.По наблюдениям SOTA Logistic, на 10 октября 30-40% компаний, занимавшихся международными перевозками в начале года, все еще работали на российском рынке. Эту информацию предоставил Кирилл Латинский, коммерческий директор компании.Российские авиакомпании пытались найти выход из этой ситуации. В частности, они воспользовались этой возможностью, чтобы сократить расходы. Дмитрий Аржаных, соучредитель SLK Group (Сервисная логистическая компания), сказал, что многие компании прошли перерегистрацию в Польше после введения санкций со стороны Европы. “И они подарили друг другу свои собственные подвески”, – пояснил он.Важным критерием при выборе подрядчика является его способность организовывать всю цепочку поставок.Однако участникам рынка не хватило работы: по оценкам, в марте импортные потоки сократились на 60%. Это высвободило значительную часть объема трафика. “Когда в начале апреля ЕС закрыл дороги для грузовиков из России, отечественные перевозчики начали жаловаться на переизбыток грузовых автомобилей в стране”, – говорит Виктор Ерощенко, руководитель филиала “Байкал-Сервис ТК” в Калининграде.В этом году в России было закрыто более 3100 российских экспедиторских компаний с общим парком из 45 000 транспортных средств и более 70 000 сотрудников, занятых в ЕС. Такие данные привел автомобильный эксперт Алексей Туз.В ИСКАЖЕННОМ ЗЕРКАЛЕПочему потребовалось так много времени, чтобы принять ответные меры? Аргумент заключался в том, что контрсанкции могли оказать значительное влияние на стоимость транспортной логистики и сроки доставки. Тем не менее, решение было оформлено 1 октября: премьер-министр Михаил Мишустин подписал указ, запрещающий международные автомобильные перевозки компаниям из стран, которые ввели аналогичные санкции в отношении России. Помимо стран ЕС, от этого пострадали Великобритания, Северная Ирландия, Норвегия и, конечно же, Украина. Документ вступил в силу 10 октября и будет действовать до конца года. Европейским грузовикам разрешено не только доставлять товары в Россию, но и перемещаться по стране.Однако запрет не был настолько строгим, чтобы оказать существенное влияние на рынок. Во-первых, иностранные транспортные средства могут свободно въезжать на территорию Калининградской области. И второе: есть много исключений. Ряд пищевых продуктов (мясо и мясные субпродукты, рыба, молочные продукты, птичьи яйца), алкогольные и безалкогольные напитки, фармацевтическая продукция, электрические машины и оборудование, наземный транспорт (кроме железнодорожного) и некоторые другие категории товаров не могут перевозиться через территорию России грузовиками из Европы.Европейские логистические компании уже увеличили стоимость своих услуг примерно на 10% в октябре.По оценкам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Россия отреагировала лишь очень условно. Эксперты ассоциации провели расчеты, согласно которым 75% грузов, которые иностранные перевозчики могли бы перевозить в России, могли бы перевозиться даже после снятия контрсанкций.Таким образом, новые ограничения вряд ли окажут серьезное влияние на торговлю с ЕС, тем более что, как отмечалось ранее, импорт европейских товаров значительно сократился с момента введения специальных мер.